Прежде, чем начать налаживать связь с нашими собаками, мы должны уяснить себе, что собаки учатся жизни посредством собственного опыта. Если опыт приятный – они повторяют действия, приведшие к нему. Если опыт неприятный, отрицательный – не повторяют. Многие дрессировщики собак называют это системой поощрений и наказаний (* наказание понимается в широком смысле слова, а не сводится к физическому наказанию). Если собака ведет себя подобающим образом – поощрите ее; если ее поведение нежелательно – накажите или поправьте ее. Если все так просто в теории, почему же тогда так трудно перенести ее на практику? Тому есть две причины.

Причина первая: мы и наши собаки по-разному интерпретируем поощрения и наказания, потому что мы по-разному воспринимаем те или иные ситуации, поступки, жесты, интонации (подробнее об этом читайте здесь). То, что нам кажется наказанием, собака может счесть поощрением. К примеру, когда собака возбужденно скачет вокруг вас, показывая, как она рада вас видеть, вы толкаете ее от себя. Собака может сделать вывод, что это такая веселая игра, и будет продолжать прыгать на вас. Если собака лает, и вы начинаете кричать на нее, чтобы замолчала, она может счесть, что вы присоединились к ее лаю, или что своим голосом вы подбадриваете ее.

Снова и снова мы непреднамеренно поощряем и наказываем наших собак. Даже не подозревая об этом, мы формируем поведение собаки и вырабатываем в ней плохие привычки. Собаки учатся постоянно – не важно, хотим мы их чему-то учить или нет. Например, вы из лучших побуждений пытаетесь успокоить испуганную собаку: гладите ее, похлопываете, чешете за ушками и сюсюкаетесь с нею. Собака воспринимает ваши действия как одобрение и начинает думать, что пугаться – это правильно. Она не понимает, что вы пытаетесь показать, что ей нечего бояться, она просто знает, что получит от вас особое внимание и заботу, если испугается.

Во время ожидания в приемной ветеринара, на выставках, и просто на улице многие люди пытаются успокоить своих гавкающих собак, давая им лакомства и гладя их по голове. Не удивительно, что они лают! А вы бы не лаяли, если бы за это давали сладости и делали массаж?

Вторая причина, почему теория обучения через опыт с трудом переносится на практику – это несвоевременность поощрения и наказания. Чтобы ни делала собака в данный момент времени, ее опыт определяет, повторит ли она эти действия или нет. Собаке приятно есть объедки из мусорного бака, этот опыт для нее положительный и он является подкреплением, вне зависимости от того, что мы скажем об этом спустя три секунды или три часа.

Другой пример: если вы обучаете собаку команде "сидеть", она наконец-то садится по вашей команде, а вы поощряете ее за это через 20 минут, - вы не научите ее "сидеть по команде". Поощрение должно даваться именно в тот момент, когда собака сидит: только так она поймет, что это именно то, что вы от нее хотели, и что это - правильно. Тот же принцип используется для отучения собаки от нежелательного поведения: неприятный опыт (наказание) должен возникнуть в момент совершения проступка. Правда, существует одно исключение: никогда не браните и не наказывайте собаку за то, что она справляет нужду в неположенном месте, даже, если застали ее в тот момент, когда она села писать на ваш любимый персидский ковер. Подробнее об этом рассказано в разделе "Приучение к туалету".

Что бы ни делала собака, каждую минуту она получает поощрения или наказания, благодаря которым учится, что делать можно, а что нельзя. Поэтому, когда, вернувшись домой, вы кричите на собаку, которая выбежала вас встречать, вы наказываете ее не за лужи в коридоре и не за разорванные тапочки, а за то, что она хотела сказать вам "привет". Единственный способ научить собаку перестать что либо делать – это застать ее в момент когда она это делает и наказать. И единственный способ уберечь собаку от проступка, если вас нет рядом – это оставить ее в таком месте, где она не сможет его совершить.

Статья подготовлена по материалам зоопсихолога и инструктора-кинолога Gwen Bohnenkamp.